ПЕРЕРАБОТКА БИТУМОСОДЕРЖАЩИХ ОТХОДОВ
Сфера строительного производства имеет широкое развитие как на территории Российской Федерации, так и в Республике Беларусь. С учетом общих исторических основ создания и функционирования наших государств, формирование общих либо аналогичных направлений в использовании кровельных материалов не претерпело изменений. Сроки эксплуатаций кровельных материалов и конструкций вызывают необходимость в их периодической замене, в результате чего образуются отходы битумосодержащих кровельных материалов.
Объемы образования в Республике Беларусь отходов битумосодержащих кровельных материалов оценивается в более чем 30 000 тонн. Помимо этого, ориентировочный объем в местах хранения отходов битумосодержащих кровельных материалов, в том числе и несанкционированных, составляет порядка 500 000 тонн. Объемы образования в Российской Федерации отходов битумосодержащих кровельных материалов оценивается в более чем 1.1 млн. тонн. Созданные системы в области обращения с отходами в Республике Беларусь на законодательном уровне относят рассматриваемые отходы ко вторичным материальным ресурсам, для которых запрещено захоронение. В сравнении со сведениями из Банка данных об отходах, объектах их переработки и размещения, рассматриваемые отходы в Российской Федерации направляются на объекты захоронения отходов.
В периоды формирования систем и стратегий в области обращения с отходами, большая часть отходов строительной отрасли направлялась на объекты захоронения, включая и отходы битумосодержащих кровельных материалов.
Вместе с тем, возможность вовлечения отходов строительного производства в циклы производства продукции различного назначения поможет не только разрешить экологическую проблему, но таже получить прибыль.
Направление работы именно с отходами битумосодержащих кровельных материалов продиктовано прежде всего, тем что, существовавшие ранее технологии переработки имели большое количество недостатков и ограничений, как правило связанных с малой эффективностью, высокой загрязненностью сырьевого компонента,низкой производительностью, большой энергозатратностью и ограничениями связанными с мобильностью оборудования.
Созданная технология использования (утилизации) отходов битумосодержащих кровельных материалов можно отнести к третьему элементу принципа экономики замкнутого цикла «используй повторно» (принципы «добывай, производи, используй повторно»). Конечно, это элемент, реализованный не у первичного производителя кровельных материалов, но как элемент системы обращения с отходами, имеет место для существования. Созданная технология использования (утилизации) отходов битумосодержащих кровельных материалов позволяет производить альтернативный материал - битум дорожный при производстве асфальтобетонных смесей.
Так, нашим предприятием на территории Республики Беларусь было использовано более 80 000 тонн битум содержащих кровельных отходов. Предприятие долгое время совершенствовало свои технологические процессы для получения наименее затратной и наиболее эффективной системы переработки отходов битумосодержащих кровельных материалов. Технология переработки запатентована. Данный патент призван защитить права на технологию по использованию вышеуказанных отходов на территории ЕЭС.

В состав работ по переработке отходов входят следующие технологические операции:
  • предварительная сортировка с извлечением посторонних фракций отходов со складированием отходов в штабеля;
  • измельчение отходов – операция имеет определенную сезонность и связана с определёнными температурными ограничениями. Проектная мощность мобильного оборудования по объему переработки отходов составляет 50 т в час. В сравнении с годовым фондом рабочего времени и сезонностью рабочих дней и 2-х сменным режимом работы мощность переработки составит 216 тыс.тонн отходов.
Основным продуктом переработки кровельных отходов является гранулят битумсодержащий произведенный, который представляет собой битумсодержащую смесь с размером зерен до 30 мм.
Гранулят может быть использован для частичного замещения битума в составе асфальтобетонных смесей. В связи с тем, что в состав гранулята входят битум строительный в объеме 45 % от общей массы гранулята имеющий меньшую чем битумы дорожные растяжимость (дуктильность), его применение снижает образования колейности на асфальтобетонном покрытии. Так же в состав гранулята входят целлюлоза и минеральные волокна армирующие асфальтобетонное покрытие. На протяжении последних 4 лет в тесном сотрудничестве с дорожными лабораториями и научными институтами проведено порядка 40 испытаний совместимости состаренного битума из кровельных отходов с битумсодежащими растворителями и добавками, разработан состав асфальтобетонной смеси. Результатом работы явилось создание новой технологии – производства асфальтобетонных смесей с применением асфальтогранулята от разборки покрытий автомобильных дорог, гранулята битумсодержащего кровельного, специальных добавок и омолаживающих присадок. Эксклюзивность технологии состоит в замещении 100 % дорожного битума восстановленными битумсодержащими продуктами смешанными в особых температурных условиях с определенными интервалами и технологическими особенностями подачи. Технология предполагает экономию при устройстве асфальтобетонного покрытия на 30% при сохранении качества.

Стоимость асфальтобетонной смеси для устройства 1 км дороги (при расходе 25 кг смеси на 1 кв.м), первичный асфальт
Российская Федерация, тыс.российских рублей 980
Республика Беларусь, тыс.белорусских рублей 23,5

Стоимость асфальтобетонной смеси для устройства 1 км дороги (при расходе 25 кг смеси на 1 кв.м), с применением технологии предприятия
Российская Федерация, тыс.российских рублей 686
Республика Беларусь, тыс.белорусских рублей 16,5

В связи с особенностями исходных сырьевых компонентов, представленных отходами, предприятием разработан комплект экспериментального мобильного асфальтосмесительного оборудования производительностью до 50 тонн в час, что позволяет реализовать в полной мере вышеуказанную технологию. Эффективность технологии вовлечения отходов составляет не менее 85 %. В зависимости от вида источника образования может достигать и 100 %.


Протяженность дорог, возможных к строительству с учетом объемов образования (накопления) отходов, тыс.км
Российская Федерация 4.8
Республика Беларусь 2.5

Экономия средств с учетом разницы в стоимостном выражении
Российская Федерация 1 411 200 000 росс.руб
Республика Беларусь 17 500 000 бел.рублей

Кроме того, инновационными преимуществами помимо прочности и долговечности покрытия являются:
  • инновационная система восстановления свойств состаренного битума входящего в состав асфальтобетонной смеси. Битум дорожный в процессе производства вяжущего не используется;
  • перевозка асфальтобетонной смеси в холодном виде с возможностью накопления до начала производства работ по устройству покрытия;
  • водонепроницаемость покрытия, которая связана с большим содержанием битумов и их производных. Получаемая продукция имеет литую структуру сверху что не позволяет влаге и осадкам проникать в почву через готовое асфальтобетонное покрытие, что наиболее ценно в климатических поясах с морозными зимами;
  • мобильность и энергонезависимость оборудования. Оборудование может работать на печном топливе и не быть привязано к производственной площадке а работать «с колес» в месте потребления смеси либо в месте концентрации отходов.
Внедрение представленной технологии, применительно к потенциальной деятельности субъектов хозяйствования на территории обоих государств, поможет сэкономить природные и материальные ресурсы, будет способствовать развитию транспортного сообщения, созданию новых рабочих мест, существенно уменьшить стоимость строительства и реконструкции автомобильных дорог, способствовать реализации проектов экономики замкнутого (внутреннего) цикла (с учетом неблагоприятной внешнеполитической и внешнеэкономической обстановки вокруг Союзного государства).



e-mail us: info@centrby.ru
Made on
Tilda